Политическое противостояние в парламенте Украины.Сердце конфликтности содержится в измененной Конституции, в модели политической системы, которая создает два равнозначных центра исполнительной власти, постоянно сталкивая их лбами в войне за право выполнять общие функции.

Для рядового украинца, не очень понятно, почему возник первый политический кризис оранжевой элиты, которая закончилась отставкой правительства Ю.Тимошенко. Так же, как и не понятно, почему сейчас, после вынужденного или логического примирения, лагеря Ющенко и Тимошенко находятся в состоянии непрерывной войны, угрожающей уничтожением как минимум одной стороны, а то и обоих. Особенно в то время, когда "умная обезьяна" Партии регионов с изрядным удовольствием наблюдает за истощением своих оппонентов. Политические эксперты уже давно определили причины такого раздора. Они очевидны и главное - объективны, а потому неизбежны.

Сердце конфликтности содержится в измененной Конституции, в модели политической системы, которая создает два равнозначных центра исполнительной власти, постоянно сталкивая их лбами в войне за право выполнять общие функции. А потом эта система накладывается на противоположность в видении модели развития Украины со стороны склонного к либерализму президента Ющенко и склонной к популизму премьер-министра Тимошенко. Венцом всего "конструктива" является личная неприязнь между лидерами государства, которая выработалась, и углубился за последние три года.

Политическое противостояние между правительством и президентом заводит страну в глухой угол: необходимо продолжение конституционной реформы. Заявления президента и премьер-министра - лидеров политических сил парламентской коалиции - показали, что они находятся на разных полюсах политической системы Украины и имеют совершенно разное видение ее будущего. Президент отмечает, что быстрое развитие страны через проведение системных реформ возможно только при концентрации власти в одной институции - президентской, зато парламент - это источник раздоров и торможения любого «конструктива», тем более в условиях, когда расколотое пополам общество не даст, однозначной победы, одной политической силе.

В свою очередь, премьер-министр, которая еще недавно была горячим сторонником жесткой президентской модели, сейчас так же категорически утверждает, что в Украине не возможно власть концентрировать в президентских руках, потому что это путь к диктатуре. На ее взгляд парламентская республика, в которой во главе исполнительной власти будет премьер - идеальный для Украины вариант, тем более что парламент реально никогда не пойдет на увеличение полномочий президента. А вот для ограничения этих полномочий объединиться могут почти все, в том числе и непримиримые враги БЮТ и ПР. Что может родиться в результате этой уже давно не конструктивной конфронтации? Очередное переформатирование парламента и коалиции?

Это выгодно только Ющенко учитывая предстоящие президентские выборы, но в том случае, если развал коалиции будет инициирован «бютовцами», ибо в противном случае Тимошенко будет возведена в мученицы, а ее рейтинг вырастет еще больше. Поэтому сам Ющенко не распустит парламент. С другой стороны, альтернативы оранжевой коалиции в этом парламенте нет, а поэтому БЮТ и НУНС просто прикованы друг к другу. Еще одним вариантом перезагрузки ситуации может стать принятие изменений Конституции, которые, среди прочего, требовали проведения президентских и парламентских выборов.

А принять в парламенте измененную Конституцию, позволит поменять Украину на полностью парламентскую республику? Этот президент и его команда не позволят. У них есть для этого достаточно законных рычагов. Ответ на вопрос "а что дальше?", пока отсутствует. Но есть ощущение, что политическая война будет вестись до полного уничтожения конкурентов, в принципе может привести к двухпартийной (БЮТ + ПР) популистской государственной модели управления. Однако все будет зависеть от умения БЮТ и НУНС, договариваться, в проведении политических войн.

Дата публикации: 21.08.2013, 22:08